Санкт-Петербургский центр Стратегия
Санкт-Петербургский гуманитарно-политолигический центр "Стратегия"
 INDEX  
НОВОСТИ  
АНОНСЫ  
ПРОГРАММЫ  
ДОКУМЕНТЫ  
БИБЛИОТЕКА  
ИССЛЕДОВАНИЯ  
ПЕРСОНАЛИИ  
ПАРТНЕРЫ  
ДИСТ. ОБУЧЕНИЕ  
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ  
ССЫЛКИ  
О НАС  
 
Экспертный совет при Комитете по образованию и науке Госдумы РФ.

Страничка АНО "Содружество"
Внимание! Материалы сайта старой редакиции находятся здесь.


OMBU.RU - Уполномоченные по правам человека в РФ
Программа "Прозрачный бюджет" Публичная политика в сфере мягкой безопасности и демократического развития: Балтийское измерение
Роль правозащитных некоммерческих организаций в принятии государственных решений и влиянии на общественное мнение
Российская Ассоциация Политической Науки
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, Санкт-Петербургский филиал
Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области
ПолитНаука™ - политология в России и мире
Фонд Исследования Мнений
Всероссийский гражданский конгресс
Балтийский исследовательский центр
Центр интеграционных исследований и проектов


Исследовательская группа ЦИРКОН
Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

PASOS

Институт развития прессы-Сибирь
Права человека в России
Московская Хельсинкская группа

Журнал ПОЛИТЭКС - политическая экспертиза




  Библиотека публикаций

Вернуться 

Борьба за гражданина: современные российские тенденции развития гражданского образования, Исакина Е.С., Сунгуров А.Ю.

Выходные данные печастной версии: • Исакина Е.С., Сунгуров А.Ю. Борьба за гражданина: современные российские тенденции развития гражданского образования. // Политика, состоятельность государства и гражданская активность в России: вызовы электорального цикла 2011-2012 гг.: материалы
Коды классификаторов:ББКПОЛИСПубличная политика
66 Политика. Политическая наука10.0.4 Политическая социализация.10.0.4 Гражданское образование
Публикация Центра "Стратегия"

Е.С.Исакина, А.Ю.Сунгуров (Санкт-Петербург)
Борьба за гражданина: современные российские тенденции развития гражданского образования

Подъем гражданской активности зимой 2011/2012 годов является важным показателем изменения политической культуры части российского населения, снижение доли «информированных наблюдателей», которые еще недавно преобладали среди Россиян (Рукавишников и др., 2000). Вместе в протестах против нарушений в процессе выборов приняли участие только части населения, основная масса населения осталась пассивной. Исходя из классификации Н.Зубаревич (Зубаревич, 2011) свою гражданскую активность проявили лишь представители «Первой России», тогда как представители «второй и третьей России» молчаливо согласились с нарушениями российских законов. Более того, в среде «второй России», представляющей в основном индустриальные ее районы и сегменты, проявились и достаточно агрессивные представители, которые напомнили эпитет Ю.Афанасьева об «агрессивно-послушном большинстве» в адрес Съезда народных депутатов СССР 1989 г. Ярким представителем этой группы стал начальник цеха из Нижнего Тагил Игорь Холманских, который предложил применить силу для разгона абсолютно законных митингов в Москве.
Эта ситуация делает особенно актуальным развитие в современной России гражданского образования, понимаемого, в соответствии с рекомендациями Совета Европы, как воспитание демократической гражданственности на основе приоритета прав человека. Проблема заключается в том, что в последние годы в стране, в том числе и с использованием административного ресурса и государственных денег, много усилий предпринимается для воспитания послушных исполнителей воли вышестоящего руководства, что противоречит целям подлинного гражданского образования. Примером может служить неоднократное приглашение в качестве эксперта и лектора лагеря молодежного актива «Селигер» писателя-конспиролога Николая Старикова, книги которого не выдерживают никакой серьезной критики.
В сообщении анализируется сравнительный вклад трех основных акторов процесса гражданского образования – государства и государственных структур, структур гражданского общества – общественных организаций различного типа и международного сообщества, включая как межправительственные организации (ООН и Совет Европы), так и международные неправительственные организации. Показано изменение их относительного участия в развитии гражданского образования в начале нового века по сравнению с девяностыми годами. Усиление активности государства на федеральном уровне связано прежде всего с серьезными финансовыми вкладами в развитие военно-патриотического образования, направленного на воспитание послушных исполнителей, хотя в отдельных регионах и продолжалось развитие программ воспитания демократической гражданственности (Пермский край).
В это же время с участием российских неправительственных организаций в рамках деятельности Экспертного-консультативного совета по гражданскому образованию и образованию в области прав человека при Комитете по образованию и науке Государственной думы в 2002-2003 гг. продолжались усилия по созданию Федеральной программы гражданского образования. Далее проект этой программы был доработан уже в рамках Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и даже получил поддержку Президента РФ (Гражданское образование, б.г.). Однако затем было получено официальное письмо зам. министра образования РФ г-на Свинаренко, в котором говорилось, что все запланированная деятельность уже реализуется в рамках Программ по образованию и патриотическому воспитанию. Существенной проблемой стал также уход из России в это же время большинства международных организаций, поддерживавших ранее развитие гражданского образования.
В 2002-2006 гг. активную деятельность по гражданскому образованию взрослого населения России вел основанный М.Ходорковским фонд «Открытая Россия», поддерживаемые этим фондом Школы публичной политики действовали почти в пятидесяти регионах России. Эта программа работала еще два с половиной года после ареста М.Ходорковского, но весной 2006 г. и на счета «Открытой России» был наложен арест прокуратуры.
Весной 2005 в Москве Российской ассоциацией политической наук был организован научно-практический семинар «Общественные функции политической науки в постсоветской России», одно из трех заседаний которого было посвящено роли политической науки в гражданском образовании в России (Общественные функции, 2005). Как нам кажется, сегодня, осенью 2012 года настало время снова вернуться к обсуждению возможной роли российской политической науки в развитии воспитания демократической гражданственности, в содействию роста ответственного гражданского активизма не только среди представителей «первой», но и среди представителей «второй» и «третьей» России.

Список литературы
Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы. Проект государственной программы [Электронный ресурс]. URL: http://civilg8.ru/4530.php (дата обращения 31.05.2012)

Зубаревич Н. Регионы и города России: сценарии – 2020. // Pro et Contra, 2011, т. 15, № 5. С. 121-129.
Общественные функции политической науки в постсоветской России. Материалы научно-практического семинара, 19 апреля 2005 г., Москва. / Под ред. О.Ю.Малиновой. – Хабаровск: Издательство Тихоокеанского гос. Ун-та, 2005
Рукавишников В., Халман Лук, Эстер Питер. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. Вып.2. – М.: «Совпадение», 2000







Опубликовано - Сунгуров Александр, 10.04.2020, 23:59

   ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ
Автор, заголовок, тип аубликацииДата внесения
Борьба за гражданина: современные российские тенденции развития гражданского образования, Исакина Е.С., Сунгуров А.Ю. , Тезисы / Мнение10.04.20
Глава 7. Образование в области прав человека в условиях глобализации образования и права, Сунгуров А.Ю., Статья10.04.20
Развитие гражданского образования в современной России (обзор основных событий). , Сунгуров А.Ю., Статья10.04.20
375. Доклад. Правоприменительная практика в области гражданского образования и просвещения в области прав человека., Сунгуров А.Ю. - отв. релактор, Книга10.04.20
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПОИСКАХ ПУТИ, А.Ю. Сунгуров (Ред.), Книга20.07.04
Публичная политика–2015., М.Б. Горный и А.Ю. Сунгуров - редакторы., Книга26.06.16
Список печатных изданий СПб центра СТРАТЕГИЯ на февраль 2016 , , Доклад / Аналитика05.02.16
Проект «Мегарегион – сетевая конфедерация». Сетевые сообщества: теория и практика функционирования. Их роль в меняющемся мире, Владимир Берман, Владимир Кавторин, Владислав Шинкунас, Статья05.02.16
Взаимодействие Института Уполномоченного по правам человека с неправительственными организации в субъектах РФ Северо-Западного и Центрального федеральных округов., Е.А.Глухова, А.Л.Нездюров, А.Ю.Сунгуров, Книга24.01.16
Взаимодействие института Уполномоченного по правам человека с неправительственными организациями в субъектах РФ Северо-Западного и Центрального федеральных округов. Учебное пособие. , Глухова Е.А., Нездюров А.Ю., Сунгуров А.Ю. , Книга07.01.16
Областная целевая программа "Развитие гражданско-правового образования в Брянской области на 2006 - 2010 годы" , , Доклад / Аналитика03.01.16
Обучение правам человека в Пермском крае, П.В.Миков, Статья03.01.16
Ни дня без строчки, Т.Г.Мерзлякова, Статья03.01.16
Сотрудничество с омбудсманами стран СНГ как один из механизмов защиты прав человека, Т.Г.Мерзлякова, Статья03.01.16
Эффективность публичной власти с позиций прав человека, И.А.Скупова, Статья03.01.16
Тематические ресурсы Центра "Стратегия":
www.ombu.ru - "Региональный омбудсман"
www.transparentbudget.ru - "Прозрачный бюджет"
© СПб центр "Стратегия". Санкт-Петербург, Измайловский просп. 14/25, офф. 411, тел. +7(812)3164822 тел./факс +7(812)7126612, strateg@strateg.spb.su
sys-admin - admin@strateg.spb.su  web-master - Дмитрий Антонюк
Для партнеров и web-админов: правила обмена баннерами и ссылками.
Hosted by La Casta