Санкт-Петербургский центр Стратегия
Санкт-Петербургский гуманитарно-политолигический центр "Стратегия"
 INDEX  
НОВОСТИ  
АНОНСЫ  
ПРОГРАММЫ  
ДОКУМЕНТЫ  
БИБЛИОТЕКА  
ИССЛЕДОВАНИЯ  
ПЕРСОНАЛИИ  
ПАРТНЕРЫ  
ДИСТ. ОБУЧЕНИЕ  
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ  
ССЫЛКИ  
О НАС  
 
Экспертный совет при Комитете по образованию и науке Госдумы РФ.

Страничка АНО "Содружество"
Внимание! Материалы сайта старой редакиции находятся здесь.


OMBU.RU - Уполномоченные по правам человека в РФ
Программа "Прозрачный бюджет" Публичная политика в сфере мягкой безопасности и демократического развития: Балтийское измерение
Роль правозащитных некоммерческих организаций в принятии государственных решений и влиянии на общественное мнение
Российская Ассоциация Политической Науки
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, Санкт-Петербургский филиал
Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области
ПолитНаука™ - политология в России и мире
Фонд Исследования Мнений
Всероссийский гражданский конгресс
Балтийский исследовательский центр
Центр интеграционных исследований и проектов


Исследовательская группа ЦИРКОН
Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

PASOS

Институт развития прессы-Сибирь
Права человека в России
Московская Хельсинкская группа

Журнал ПОЛИТЭКС - политическая экспертиза




  Библиотека публикаций

Вернуться 

“Солдатские матери Санкт-Петербурга” в борьбе за права граждан, Э. Полякова, Е.Виленская.

Выходные данные печастной версии: Развитие института Уполномоченного по правам человека в рос-сийских регионах. Том 1. Петербургский омбудсман. / Под ре-дакцией А.Ю.Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". - СПб., 1999. - с. 96-108
Коды классификаторов:ББКПОЛИСПубличная политика
66 Политика. Политическая наука8.0.5 Гражданское общество.8.0.5 

Элла Полякова, Елена Виленская
“СОЛДАТСКИЕ МАТЕРИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА” В БОРЬБЕ ЗА ПРАВА ГРАЖДАН
В России безопасность человека является абстрактным понятием, а до недавнего времени эта проблема даже не могла обсуждаться открыто. Формально в России существуют все атрибуты государственной власти, которые должны обеспечивать безопасность каждого человека, а по существу - среди бела дня происходят убийства известных общественных деятелей, журналистов, предпринимателей граждан России и иностранных государств, и убийц, как правило, не находят. Более того, внутри самих государственных институтов, призванных обеспечивать безопасность граждан, какими являются милиция, внутренние войска, войска министерства по чрезвычайным ситуациям и другие армии, происходят убийства военнослужащих срочной службы из-за неуставных отношений, а точнее из-за полной моральной деградации и безнравственности, и эти убийства также остаются безнаказанными.
Мы представляем общественную правозащитную организацию “Солдатские матери Санкт-Петербурга”, целью которой является:
объединение усилий людей для защиты жизни, здоровья и гражданских прав призывников, военнослужащих срочной службы и членов их семей;
гражданский контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и за выполнением международных обязательств России в области обороны;
содействие приведения законодательства России в области обороны в соответствие с международными пактами о правах человека и Конституцией России;
создание практических методов (юридических и медицинских) защиты прав и законных интересов призывников, военнослужащих срочной службы и членов их семей.
Организация действует с осени 1991 года, и за прошедшее время к нам обратились более 65000 человек. Сейчас это в среднем 400-450 человек в неделю. С нашей помощью пятидесяти семи тысячам (57000) призывников удалось отстоять свое законное право не служить в армии, а более чем трем с половиной тысячам (3500) военнослужащих - защитить свою жизнь и здоровье, добившись досрочного увольнения с военной службы по состоянию здоровья.
Наша помощь этим людям состоит в том, что мы вооружаем их необходимыми знаниями законов, конкретных методов их применения, мы учим их самостоятельно защищать свои права, исходя из знания и уважения действующих законов. К сожалению, в тоталитарном обществе, из которого мы пытаемся выйти, полностью отсутствует культура прав человека на всех уровнях и прежде всего во властных структурах. Культура прав человека органично воспринимается людьми в России. Мы это видим, когда они приходят и свидетельствуют о победе в борьбе за свои права с государством. Обретенная ими уверенность во власти законов является признаком зарождения гражданского общества в России. Гораздо труднее воспринимается культура прав человека властными структурами, так как большинство из них еще не способно порвать со своим тоталитарным прошлым.
Члены нашей организации неоднократно выезжали в Чеченскую республику во время войны для поиска и освобождения из плена военнослужащих, участвовали в поиске пропавших санкт-петербургских журналистов. Впервые за всю историю войн родители солдат и матросов не боялись не допустить участия их детей в позорной войне, а многие ехали в зону боевых действий и увозили сыновей с этой войны. Мы считаем, что военные преступления в Чечне должны быть осуждены международным трибуналом, поэтому собрали и направили в Комитет по правам человека ООН документальные свидетельства о нарушении фундаментального права человека на жизнь мирных жителей Чечни, журналистов, солдат и их родителей.
Война в Чечне еще раз убедительно доказала, насколько глубоко в сознании всех россиян, от Президента до простого гражданина, укоренилось тоталитарное сознание, воспитанное за 70 лет правления коммунистической партии. При тоталитаризме человеческая личность, жизнь человека не представляет никакой ценности. Убитых, погибших, пропавших без вести или пострадавших, не только не знают поименно, но даже не знают их количество. К нашему стыду, за рубежом известны более точные данные об этом, и наши политики часто ссылаются именно на зарубежные данные, причем это касается и данных о потерях России во Второй мировой войне, и данных о репрессированных, и любых других.
Анализ практического опыта работы нашей организации, весь предшествующий опыт России и других государств позволяет нам сделать вывод о том, что главной угрозой безопасности каждого человека в любой стране мира является милитаризм.
Почему мы так считаем?
Прежде всего потому, что любая армия на “законном” основании нарушает Божью заповедь: ”Не убивай!” В армии человека обучают прежде всего преступать нравственные принципы, а затем убивать всеми возможными методами. К сожалению, многие молодые люди, прошедшие службу в армии, в частности, в Российской, ничему другому не научены, они оказываются не подготовленными к гражданской жизни. Поэтому, закончив военную службу, одни пополняют ряды преступников, а другие - всевозможных охранных структур. В результате такого тотального, лишенного здравого смысла оболванивания всей молодежи, а также в связи с проходящими реформами и появившейся официально безработицей, в России резко возрос уровень преступности и постоянно растет число людей в униформе. Многие газеты уже называют Россию страной охранников. В Америке почти не видишь людей в униформе, а в России Вам везде будут встречаться люди в униформе, многие из которых вооружены до зубов, так, как будто они находятся на войне.
Служба в Российской армии воспитывает в человеке сознание полностью бесправной личности, и это переносится в гражданскую жизнь. Нарушения прав человека в армии, прежде всего прав на здоровье и безопасность, носят массовый характер. Тем, кто не знаком с положением в Российской армии трудно даже представить, что такое возможно в наше время в государственной структуре. Возможно, вам известны некоторые случаи, ставшие достоянием гласности, в частности, случаи расстрела сослуживцев доведенными до предела человеческих возможностей жертвами издевательств, пыток и насилия. Так, сержант миротворческого контингента Российских войск в Абхазии застрелил 10 сослуживцев 1-го июня этого года. Известны случаи расстрела среди пограничников, считающихся в России элитными войсками. Широко известна история с гибелью от голода четырех матросов на острове “Русский” в 1993 году. Только по опубликованным в печати данным, с апреля 1995 года по июнь 1997 года в вооруженных силах России было расстреляно 63 человека и 15 ранено.
Наша организация располагает достаточным количеством документов, позволяющих утверждать, что издевательства, избиения, пытки и даже убийства молодых солдат офицерами и старослужащими солдатами стали массовым явлением в Российской армии. Жестокие избиения солдат являются во многих частях ежедневной практикой. В заявлениях военнослужащих и их родственников описаны избиения руками, ногами, предметами (цепями, ремнями и т.д.). Солдаты, прошедшие тюрьмы, говорят о том, что в тюрьмах и лагерях к ним относились более гуманно, чем в армии. Имеются свидетельства об изнасилованиях в армии. В результате бесчеловечного обращения со стороны командиров и старослужащих молодые солдаты теряют здоровье, а иногда и жизнь. Массовые обращения в организации солдатских матерей по всей России родителей призывников вызваны обеспокоенностью за здоровье, жизнь, честь и достоинство своего сына.
Необходимо отметить, что пока единственно чего удается добиться в отношении жертв пыток и бесчеловечного обращения - это их освобождения от военной службы по состоянию здоровья. Уголовные дела против насильников, как правило, не возбуждаются, а если и возбуждаются, то виновники отделываются легким испугом. Например, по факту избиения больного солдата Андреева со сломанной ногой, дело офицеров было направлено на рассмотрение в товарищеский суд. Тех, кто сделал инвалидом матроса Сергея Банникова, подвешивая его за шею на балке, слегка пожурили на суде и приостановили дальнейшее повышение по службе на 1 год. Виновники трагедии на острове “Русский” не только не наказаны (вина их изложена в 11-ти томах уголовного дела), но и получили повышение по службе.
Армия остается одним из самых закрытых ведомств, поэтому есть жертва, но нет свидетелей и виновных. Этому способствует двойная система судов - военных и гражданских, что дает армии возможность держать эффективную самооборону от гражданского общества. Деятельность военной прокуратуры регулируется не столько уголовным и уголовно - процессуальными кодексами (сводом законов), сколько инструкциями и постановлениями министерства обороны. Автономная позиция военных судов дает возможность военным прокурорам не возбуждать уголовные дела по материалам, которые при гражданской подсудности неминуемо запускали бы деятельность органов уголовного преследования. Тем самым не выполняются статьи 2, 4, 12, 13, 16 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
При этом военные настойчиво убеждают общество и власть в том, что каждый должен пройти армейскую школу, вплоть до того, что требуют принятия законов ограничивающих в правах на получение образования, в праве заниматься определенными видами деятельности для не служивших в армии.
Комментируя сложившуюся ситуацию в Российской армии, психоаналитики считают, что служба в армии, и особенно в “горячих точках”, разрушает то, что делает человека человеком - систему внутренних запретов, позволяющих выжить обществу в целом. Тех, кто издевается и избивает сослуживцев, необходимо лечить, и даже более необходимо, чем тех, кого били до полусмерти. Ведь уволившись из армии, они не смогут устроиться ни на какую работу, кроме как по “специальности”, не смогут создать семью, воспитать детей. Они разучились взаимодействовать и сотрудничать. Трагедия нынешней ситуации в России состоит в том, что именно они и армия в целом в значительной степени определяет нравственное состояние нашего общества, так как люди, имеющие то или иное отношение к армии и военно-промышленному комплексу, составляют абсолютное большинство. По данным министерства экономики в России 3700000 военных -- тех кто служит в армии, во внутренних войсках, войсках министерства внутренних дел, войсках министерства по чрезвычайным ситуациям и других. Кроме того, в России широко развит институт прикомандированных военных, то есть во всех гражданских структурах, комитетах, комиссиях, организациях, на предприятиях и учреждениях по заданию министерства обороны размещены тысячи активных военнослужащих. Только в налоговой службе заняты несколько тысяч офицеров. Они преувеличенно представлены в парламенте, а также в правительственной, парламентской и президентской администрациях. Не утомляя Вас подробностями, сошлюсь на мнение специалистов-аналитиков, считающих, что ”каждая клетка в теле общества содержит генерала или офицера, и поэтому нельзя ждать демократии в стране, где захват власти делается незаметно, без какой-либо реакции общества, которым управляет несчетное количество генералов”. Если Вы следите за развитием ситуации в России, то без труда вспомните фамилии многих генералов, ставших президентами, губернаторами, депутатами Госдумы и другими общественными деятелями. Это господа Аушев, Руцкой, Лебедь, Макашов, Рохлин, Безбородов, Коржаков, Якубовский и другие, перечисление которых займет слишком много времени. Именно потому, что военные определяют политику властных структур всех уровней, положение в армии и в обществе не меняется. Не может армия реформировать сама себя, а для принятия решений по жизни гражданского общества им не хватает компетентности. Не забывайте, пожалуйста, что многие генералы и полковники, вошедшие незаметно во власть, - это бывшие ответственные партийные функционеры, не имеющие действительного военного образования. До тех пор пока армия не будет поставлена под эффективный гражданский контроль, который не позволяет армии “застояться” как болото, не дает чрезмерно процветать профессиональной корпоративности, нельзя надеяться на реальное изменение ситуации и обеспечение необходимого уровня безопасности, как для общества, так и для самой армии.
Из этого мы исходим, заявляя, что главная угроза безопасности личности и обществу исходит от его милитаризации - чем выше степень милитаризации, чем больше роль военных в жизни общества, тем опаснее жить в таком обществе, тем опаснее оно для других государств и народов.
Поэтому мы видим свою задачу в том, чтобы поставить под эффективный гражданский контроль все, что связано с армией, начиная от расходов общества на ее содержание, и до бытовых условий жизни военнослужащих.
Общество должно контролировать и использование армии. Мы неоднократно предлагали принять закон, по которому властная структура, принявшая решение об использовании армии против своего народа, должна немедленно уйти в отставку, как не способная управлять страной мирными средствами.
Мы считаем необходимым использование опыта США, принявших после Вьетнамской войны закон о запрете выбора военных в Конгресс США в течение 10 лет после ухода их с военной службы.
Наша работа
В российской армии военнослужащие срочной службы не знают своих прав и не умеют их защищать. Практически граждане России не знают законов, касающихся военной службы, Конституции Российской Федерации, а тем более не слышали о Международном Пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции по правам человека и других документах, подтверждающих международные обязательства России.
Незнание законов приводит к тому, что граждане не умеют защитить и отстоять свои права на жизнь, здоровье и человеческое достоинство.
Члены организации проводили беседы и консультационные приемы 3 раза в неделю для призывников и солдат срочной службы и их семей. На эти консультации приходило до 100-150 человек за один раз. Благодаря финансовой поддержке Института “Открытое общество” и гранта Европейской комиссии по правам человека PHARE-TACIS мы смогли арендовать дополнительное помещение - большой зал (100 м кв.), в котором помещалось большее количество людей, желающих узнать о своих правах. По сути эти приемы стали постоянно действующей школой прав человека.
Люди иногда впервые в жизни узнают, как пользоваться российскими законами. Многие, добившись победы, приходят и свидетельствуют о том, как они смогли защитить свои права или права своих сыновей, друзей, любимых с помощью российских законов.
Эти свидетельства - очень сильное эмоциональное и убедительное доказательство не бесполезности усилий, действенности законов. В конце беседы мы приглашаем к молитве обо всех присутствующих, о погибших и страдающих в армии, о жизни.
Все это формирует достаточно сильное гражданское движение людей в защиту своих сыновей, формирует правовое сознание граждан. Затем начинаются индивидуальные консультации по правовым, медицинским вопросам, которые проводят члены организации и волонтеры.
Командировки
Во время проекта мы ездили в командировки внутри страны и собирали данные о нарушениях прав человека, а также проводили собрания семей призывников и военнослужащих срочной службы.
В нашу организацию обращались военнослужащие срочной службы, чьи права на жизнь, здоровье и человеческое достоинство были нарушены. Многие из этих ребят были комиссованы, как например, Алексей Суханов, Виталий Голубев, Павел Вайтуль, Павел Мисурагин, Сергей Стариков, Михаил Александров, Роман Александров, Женя Белоусов, Андрей Бельгов, Сергей Вишняков, Владимир Гаврис, Вячеслав Головаков, Дмитрий Голоднов, Денис Городков, Сергей Давыдов и многие другие.
Почти все члены организации выезжали в командировки в Новгород, Псков, Москву, Сортавала, Выборг, Сланцы, Дедовичи, Чеченскую Республику.
Посещая города Северо-Запада России, мы поняли, что недостаточно одной поездки, собрания, выступления в средствах массовой информации (СМИ). Поэтому в течение проекта у нас было четыре командировки в Псков, город, требующий от всех нас особого внимания. В нем расположена дивизия ВДВ, участвующая во всех войнах, воинские части внутренних войск. Именно внутренние войска МВД отличаются грубыми массовыми нарушениями прав человека. Кроме того, в этом городе в результате выборов власть победили партия Жириновского и коммунистов.
Во время первой командировки в январе 1997 года Элла Полякова и Алексей Одинг провели “прямой” радио эфир на Псков и Псковскую область, дали интервью в две крупные городские газеты “Новости Пскова” и “Псковская правда”.
В конце января 1997 г. Элла Полякова ездила в Чечню для переговоров об освобождении из плена Анисимова. Там руководство Чечни передало документы военнослужащих, погибших или пропавших без вести.
Еще одной “горячей” точкой для нашей организации является Выборг, откуда часто обращаются с жалобами на нарушение своих прав военнослужащие срочной службы. Под городом Выборгом находится пос. Каменка, где расположена так называемая миротворческая дивизия, откуда отправляют солдат в Чечню, Таджикистан, Абхазию. Поэтому мы во время поездки в Выборг были в штабе корпуса дивизии, военкомате, администрации города, безнадежно пытались связаться с так называемой общественной организацией “Комитет солдатская мать”. Выяснилось, что этот комитет создали при Штабе корпуса дивизии.
Особое внимание организации привлекает нарушение прав человека в пограничных войсках. В связи с делом Юры Стренкина, незаконно отправленного в Таджикистан и вернувшегося оттуда инвалидом, члены организации выехали в Сортавалу (Карелия). Там мы разговаривали с командованием, провели собрание с солдатами части, передали информационные материалы организации, посетили военный госпиталь. По просьбам солдат мы связались с их родителями.
Мы тесно сотрудничали с членами Международной Амнистии (МА) в Лондоне, передавали им материалы о нарушении прав военнослужащих в российских армиях, опрашивали по анкете МА о пытках в армии. В октябре 1997 г. мы совместно с МА начали подготовку сообщение о пытках в российской армии на основе мониторинга нарушений прав военнослужащих.
12 ноября 1996 г. в Комитете по предотвращению пыток ООН Россия отчитывалась в том, как она соблюдает Конвенцию по предотвращению пыток. Предварительно мы разослали наше сообщение членам Комитета по предотвращению пыток ООН и Международной Амнистии. К сожалению, из-за отсутствия денег мы не смогли поехать в Женеву и выступить на эту тему. Но представленная нами информация имела большой резонанс, и в рекомендациях Комитета было указано на недопустимость применения пыток по отношению к солдатам. Представленное нашей организацией сообщение вошло в доклад МА о пытках в России. На этом наша совместная работа с МА не прекратилась и “Солдатские матери Санкт-Петербурга” вошли в оргкомитет по подготовке Года отказа от обязательной военной службы (замены альтернативной). Эта акция началась в Москве 15 апреля 1997 года. В ней участвовали представители президента, силовых ведомств, Конституционного суда, депутаты Госдумы, российских и международных общественных организаций. В рамках этой акции был проведен “круглый стол”, в котором участвовала мама Сергея Банникова, которого зверски пытали в в/ч в Кронштадте.
Члены нашей организации участвовали в подготовке этой акции и в самой акции. В Москве мы познакомились и установили контакты с ECCO (European Council of Conscript Organi-zations)
Документы, представленные нашей организацией о грубых нарушениях прав человека в российских армиях, вошли в “черную “ книгу “Casualties in Peacetime”, изданную общественной организацией ECCO (The European Council of Conscripts Organizations). На семинаре ECCO, проходившем в Будапеште в сентябре 1997 г. при поддержке Совета Европы, говорили о необходимости перевода, издания и распространения этой книги в России.
В России людям важно знать, что в Европе озабочены серьезными нарушениями прав человека в российских армиях и армиях других стран Европы. И для нас это большая моральная поддержка, которая дает возможность реально изменить ситуацию в общественных отношениях России для развития гражданского общества.
Анализ материалов
В результате мониторинга нарушений прав человека в российской армии, проводимого в рамках проекта, мы создали большую базу данных. Анализ этой базы позволил подготовить два аналитических материала. Один из них Комментарии к докладу России был представлен в Комитет против пыток ООН в ноябре 1996 года. Второй - Независимое Представление о нарушении прав человека в вооруженных силах Российской Федерации был представлен в мае 1997 года в Совет Европы (Страсбург).
Проведение семинаров
В результате работы по проекту мы увидели необходимость разнообразить формы правового просвещения людей, которые обращаются в нашу организацию. Мы увидели, что люди очень скованы страхом, который мешает им спокойно и уверено отстаивать свои права. Необходимо привнести элемент игры в правовые занятия. Зимой нам посчастливилось познакомиться с членами “Молодежного центра прав человека” (Москва). Мы решили провести дополнительный семинар в рамках предусмотренного бюджета по правовым играм. Он состоялся в январе 1997 года. В нем приняли участие представители организации “Молодежный центр прав человека” (Москва), центр “Возрождение” (Псков), кризисный центр для женщин (Санкт-Петербург). Во время семинара мы играли в правовые игры: “Моя Конституция”, “Бегунок” и др. После семинара мы периодически проводили эти игры с бегунками и их родителями в нашей организации.
Накануне акции по отказу от обязательной военной службы, которую мы проводили совместно с Международной амнистией в Москве, мы организовали семинар “Защита прав военнослужащих срочной службы”. Он состоялся 5-7 апреля 1997 года в Санкт-Петербурге на базе нашей организации. В нем приняли участие 32 человека, в том числе члены организаций солдатских матерей из Котласа, Пскова, Северодвинска, Вологды, Мурманска, Череповца, Волгограда, Москвы, Санкт-Петербурга.
В семинаре приняли активное участие представители ”Международной амнистии” Марианна Катцарова и Брайн Филипс, которые рассказали о работе Амнистии, а также объяснили, как проводить мониторинг нарушений прав человека и делать независимые представления в международные организации, например, в ООН, Совет Европы, Международную амнистию.
Также семинар посетил генеральный секретарь общественной международной организации Пакс Кристи.
На семинаре участники обменялись опытом работы. Выяснилось, что, к сожалению, практически ни одна организация, за исключением “Солдатских матерей Санкт-Петербурга”, не проводит мониторинг нарушения прав призывников и военнослужащих срочной службы.
По плану семинара участники работали в группах. Проводились правовые и деловые игры по защите прав военнослужащих срочной службы. На заключительном заседании семинара мы совместно разработали план брошюры для военнослужащих.
Все участники семинара отмечали необходимость систематического проведения подобных семинаров, издания методических брошюр по проблеме и выразили желание пройти стажировку в организации “Солдатские матери Санкт-Петербурга”.
В конце проекта мы издали методическую брошюру “Защита прав военнослужащих срочной службы” тиражом 2000 экземпляров.
Результаты
За последнее время значительно ухудшилась ситуация с правами человека в российской армии особенно военнослужащих срочной службы. При проведении мониторинга мы документировали нарушения прав человека. Во время проекта к нам обратилось не менее 720 солдат и матросов из воинских частей различных армий из многих регионов России. Многие из них благодаря организации узнали о своих правах, механизмах их защиты и смогли в основном самостоятельно, а в особенно сложных случаях с помощью “Солдатских матерей Санкт-Петербурга” добиться комиссования. И, конечно, методическая брошюра “Защита прав военнослужащих срочной службы”, изданная на средства фонда Сороса, позволит еще большему числу молодых людей в Петербурге и других городах России отстоять свои права. Это издание мы передаем гражданам, в другие российские и международные организации, которые занимаются этой проблемой. На международном семинаре отказников от военной службы (Линц, Австрия, май 1997 г.) при обсуждении вопроса о дезертирах с войны выяснилось, что опыт нашей организации был бы полезен в республиках бывшей Югославии. И если бы там люди знали, как защищать своих сыновей, не было бы такого количества эмигрантов из Югославии в Америке и Европе.
Кроме того, результатом мониторинга нарушений прав военнослужащих, который стал возможен только благодаря финансовой поддержке фондов PHARE-TACIS и Института “Открытое Общество”, мы смогли сделать независимые представления в ООН и Совет Европы.
Граждане Петербурга, а также провинциальных городов России стали активнее контролировать военные структуры, исполнительную власть, обращаться в суды. Победа с помощью законов преображает людей, превращает их в Граждан, укрепляет семьи, делает их более независимыми. Проект очень помог появлению нежных ростков гражданского общества. С другой стороны, тоталитарная система отреагировала на изменение общественного сознания и поведения. Об этом свидетельствует принятый в конце сентября 1997 г. новый “Закон о воинской обязанности и военной службе “, который резко снижает возможности граждан контроля за вооруженными силами России и защиты своих Конституционных прав, а также позволяет применять армию во внутренних конфликтах. Этот закон узаконивает репрессивный призыв молодых людей в армию.


Опубликовано - Генерозова Наталья, 12.01.2005, 02:38

   ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ
Автор, заголовок, тип аубликацииДата внесения
Борьба за гражданина: современные российские тенденции развития гражданского образования, Исакина Е.С., Сунгуров А.Ю. , Тезисы / Мнение10.04.20
Глава 7. Образование в области прав человека в условиях глобализации образования и права, Сунгуров А.Ю., Статья10.04.20
Развитие гражданского образования в современной России (обзор основных событий). , Сунгуров А.Ю., Статья10.04.20
375. Доклад. Правоприменительная практика в области гражданского образования и просвещения в области прав человека., Сунгуров А.Ю. - отв. релактор, Книга10.04.20
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПОИСКАХ ПУТИ, А.Ю. Сунгуров (Ред.), Книга20.07.04
Публичная политика–2015., М.Б. Горный и А.Ю. Сунгуров - редакторы., Книга26.06.16
Список печатных изданий СПб центра СТРАТЕГИЯ на февраль 2016 , , Доклад / Аналитика05.02.16
Проект «Мегарегион – сетевая конфедерация». Сетевые сообщества: теория и практика функционирования. Их роль в меняющемся мире, Владимир Берман, Владимир Кавторин, Владислав Шинкунас, Статья05.02.16
Взаимодействие Института Уполномоченного по правам человека с неправительственными организации в субъектах РФ Северо-Западного и Центрального федеральных округов., Е.А.Глухова, А.Л.Нездюров, А.Ю.Сунгуров, Книга24.01.16
Взаимодействие института Уполномоченного по правам человека с неправительственными организациями в субъектах РФ Северо-Западного и Центрального федеральных округов. Учебное пособие. , Глухова Е.А., Нездюров А.Ю., Сунгуров А.Ю. , Книга07.01.16
Областная целевая программа "Развитие гражданско-правового образования в Брянской области на 2006 - 2010 годы" , , Доклад / Аналитика03.01.16
Обучение правам человека в Пермском крае, П.В.Миков, Статья03.01.16
Ни дня без строчки, Т.Г.Мерзлякова, Статья03.01.16
Сотрудничество с омбудсманами стран СНГ как один из механизмов защиты прав человека, Т.Г.Мерзлякова, Статья03.01.16
Эффективность публичной власти с позиций прав человека, И.А.Скупова, Статья03.01.16
Тематические ресурсы Центра "Стратегия":
www.ombu.ru - "Региональный омбудсман"
www.transparentbudget.ru - "Прозрачный бюджет"
© СПб центр "Стратегия". Санкт-Петербург, Измайловский просп. 14/25, офф. 411, тел. +7(812)3164822 тел./факс +7(812)7126612, strateg@strateg.spb.su
sys-admin - admin@strateg.spb.su  web-master - Дмитрий Антонюк
Для партнеров и web-админов: правила обмена баннерами и ссылками.
Hosted by La Casta