Обоснование необходимости и предшествующий опыт
Постепенное увеличение внимание российских политологов к процессам, происходящим внутри общества и к механизмам взаимодействия общества и власти, помимо электоральных кампаний, отражает также «увеличение разрешения» аналитического аппарата, способности фиксировать не столь явные, как в процессе выборов, явления и изменения. Российские политологи сегодня постепенно начинают выходить из под влияния представлений политтехнологов, специалистов по организации избирательных кампаний, которые сразу же после победы их кандидата на выборах, например, губернатора, начинали готовить его к следующей избирательной кампании, выстраивая тем самым его ежедневную деятельность исключительно из электоральных требований.
Дискуссии, состоявшиеся в ходе 3 политологического конгресса, в частности, в процессе работы секции, посвященной публичной политики, показали также начало важного процесса – развитие взаимодействия и сотрудничества, с одной стороны, представителей академической политологии, и, с другой, представителей самих структур гражданского общества, многие из которых, обладая неплохой научной базой, пусть и вне поля общественных наук, уже не один год сами анализировали процессы внутри структур гражданского общества, процессы взаимодействия общества и власти на самых различных уровнях. Этот процесс, в свою очередь, требует выработки нового языка, осмысление уже используемых терминов, таких например, как публичная политика.
Анализу феномена публичной политики посвящены работы Ю.А. Красина, Н.Ю.Беляевой, А.Ю.Зудина, Н.А.Шматко и других, в рамках РАПН действует творческая лаборатория по проблемам публичной политики под руководством Ю.А.Красина. Вместе с тем, как подчеркивалось на 3 политологическом конгрессе в Москве в апреле 2003 г. необходимо развитие как исследований, так и обсуждений этого феномена.
Цели, задачи и основные направления реализации программы
Исходя из вышесказанного, предлагается организовать на базе Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ при участии Центра гражданского образования и прав человека СПбГУ постоянно действующий Межрегиональный Семинар по проблемам публичной политики, целью которого было бы развитие обсуждения как самого феномена публичной политики в российских условиях, как и результатов исследований развития тех или иных направлений публичной политики. Такой семинар станет также частью деятельности Исследовательского комитета по проблемам публичной политики Российской Ассоциации политических наук.
Это предложение обусловлено как уже имеющимся опытом СПб центра СТРАТЕГИЯ в области развития и анализа конкретных направлений публичной политики, так и имеющимися у Центра организационными возможностями для проведения таких семинаров и издания из материалов. Возможности Центра гражданского образования и прав человека СПбГУ могли бы быть использованы вовлечения в процесс обсуждения представителей университетской науки.
Целевые группы проекта
Предполагается, что заседания Семинара будут проходить как в Санкт-Петербурге, так и в Москве, Нижнем Новгороде и, возможно, в других городах России.
Описание деятельности
Среди возможных тем обсуждений планируемого семинара можно выделить следующие:
Понятие публичной политики и ее фазы (определение повестки дня, подготовка и принятие решения, контроль за исполнением / оценка эффективности)
Понятие публичного пространства в ситуации транзита (переходного состояния общества). Как можно характеризовать это самое пространство до революции, при Советской власти, что происходит сейчас.
Трансформации публичного пространства в контексте изменения форм социальной коммуникации
Понятие прозрачности власти, от власти государевой к власти публичной.
Перспективы реформы государственного аппарата и административной службы. Властные структуры, наиболее отвечающие критериям публичной политики - Институт Уполномоченного по правам человека, Уставные и Конституционны суды,
Общественное участие, его механизмы (включая развитие принципов Московского Гражданского Форума), роль в развитии демократии участия и публичной политики, проблемы и пути их решения.
Особенности развития публичной политики, включая межсекторное социальное партнерство, на местном, региональном, национальном и международном уровнях.
Общественное участие в деятельности международных организаций: на пути к «глобализации с человеческим лицом»
Структуры гражданского общества, вовлеченные в формирование публичной политики – Центры публичной политики и т.д.
Участие академического сообщества в формировании публичной политики. Проблемы поиска общего языка между учеными и активистами НКО
Эксперты и экспертное сообщество, консультативные структуры при власти.
Роль процессов глобализации и регионализации в развитии публичной политики
Концепция прав человека: проблемы интерпретации, сопряжение с российской культурной средой, развитие механизмов обеспечения (и соответствующих публичных институтов) и т.д.
Развитие толерантности, формирование и развитие публичного пространства в условиях плюрализма культур.
Концепция мягкой безопасности – безопасность с приоритетами «человек-общество-государство»
Эффективность, механизмы влияния и сопутствующие проблемы конкретных проектов развития публичной политики (например: предотвращение коррупции, прозрачность бюджета, развитие института омбудсмана)
Ожидаемые результаты
Наряду с квалифицированным обсуждением результатов исследований в области развития публичной политики такой семинар мог бы внести свой вклад в развитие сотрудничества между научным сообществом, лидерами общественных организаций и граждански ориентированными представителями власти, непосредственно участвующими в развитии публичной политики.
Перспективы продолжения деятельности, начатой в ходе проекта
Последние изменения внесены 09.11.2003, 01:56 (Сунгуров Александр)
Проект входит в программу "Развитие публичной политики - местный, национальный и глобальный уровни"