Обоснование необходимости и предшествующий опыт
Проблема прозрачности действий власти на любом уровне сегодня особенно актуальна, поскольку прозрачность – основное условие-открытости решений властных структур, становления демократии.
Прозрачность бюджета и бюджетного процесса - это:
- четкость роли и функции органов управления в бюджетной сфере;
- открытость подготовки и исполнения бюджета и бюджетной отчетности;
- открытый доступ для общественности информации о бюджетном процессе и бюджете
- наличие условий для участия общественности в бюджетном процессе.
Тенденции открытости и прозрачности государственного управления характерны и для тех стран, где сравнительно недавно начались демократические преобразования. Такие тенденции проявляются, прежде всего, в бюджетной сфере, так как бюджет во всех странах – основной политический и финансовый инструмент государственной политики. Поэтому обеспечению прозрачности при проведении бюджетных реформ во многих государствах уделяется существенное внимание. При этом финансовая прозрачность рассматривается как ключевое условие эффективного управления.
Кому и зачем нужен прозрачный бюджет?
Субъекты, инициирующие развитие прозрачности бюджетного процесса: институты гражданского общества (цель – повышение прозрачности и активизация общественного участия). С позиций последнего подхода бюджетный процесс можно рассматривать как поле межсекторного взаимодействия, расширение которого происходит за счет и на основе развития общественного участия;
- национальные и региональные правительства (цель - повышение прозрачности в ходе реформирования бюджетной системы, включая более широкое информирование - общественности)
- международные финансовые институты (цель – финансовая прозрачность).
Хотя интересы различных субъектов цели могут быть разнонаправленными (макроэкономическая стабильность, обоснованность кредитов, выборный процесс, повышение инвестиционной привлекательности, снижение коррупции, контроль над расходованием бюджетных средств, получение средств из бюджета и т.д.), общий вектор интересов способствует повышению прозрачности.
Для населения, активных граждан и их объединений прозрачный бюджет создает условия для понимания сути и «языка» бюджета с целью его общественного обсуждения, содействует реализации права общественности на информацию о бюджете, позволяет учесть точки зрения общественности в решениях по бюджету (приоритеты, распределение ресурсов и т.д.).
Для исполнительной и законодательной власти прозрачный бюджет прозрачный бюджет создает условия для решения следующих задач:
-повышение ответственности за разработку и исполнение бюджета, поскольку усиливается контроль со стороны законодательной власти и общественности;
-повышение доверия населения и институтов гражданского общества к власти как предпосылка общественного согласия;
-повышение эффективности расходования бюджетных средств и социальной политики на основе участи общественности;
-повышение инвестиционной привлекательности региона за счет открытости и прозрачности бюджетного процесса;
-создание предпосылок для предотвращения кризисных ситуаций в экономике.
Цели, задачи и основные направления реализации программы
Развитие общественного участия в бюджетном процессе в Санкт-Петербурге, Пскове, Петрозаводске, Великих Луках, Новосибирске, Самаре, Мурманске и Южно-Сахалинске
Целевые группы проекта
- лидеры НКО
- эксперты в области бюджетного процесса: преподаватели ВУЗов, действующие и бывшие представители исполнительной власти - депутаты органов местного самоуправления и региональных органов власти
- аспиранты и перспективные студенты
- активные граждане, не входящие в некоммерческие организации
- журналисты, работающие над данной темой
Описание деятельностиОбзор основной работы и результатов программы «Прозрачный бюджет» Санкт-Петербургского центра «Стратегия» за 2000-2002 г.г. см.
здесь
Ожидаемые результатыОжидаемые результаты см.
здесь
Перспективы продолжения деятельности, начатой в ходе проекта
Последние изменения внесены 02.03.2004, 21:28 (Минина Ирина)
Проект входит в программу "Прозрачный бюджет"